Портфолио школы

Из истории школы. 

Зима 1938 года была традиционно морозной. В жизни Советского Союза – это третья пятилетка, направленная на  подъем индустриализации в стране, а значит и на повышение  уровня  условий жизни и общего повышения культурного уровня масс. Уже работает  Беломоро-Балтийский канал, в проекте  строительство  Байкало-Амурской  магистрали, а в нашем городе Кохма началось  строительство новой школы. В Кохомской районе, который был  образован в 1933 году,   это была уже 21 школа.

Для строительства выбрали  восточную окраину города, занятую на тот момент картофельными  полями  местных жителей.   К этому времени  численность жителей  Кохмы начинает расти. И школы № 6 и №7 второй ступени, как тогда называли  средние школы-семилетки, не могли уже вместить всех, желающих получить  среднее образование.

В строительстве новой школы были заинтересованы  молодые семьи, работавшие на  производстве льнопрядильно ткацкой фабрики и  Хлопчатобумажного комбината. Поэтому работа пошла дружно и быстро. И к началу 1940 года здание  было  готово, и в школьных коридорах  раздались детские голоса.

Но новый учебный 1941 год ребята начали уже в здании шестой школы: началась Великая Отечественная война, и наш город стал городом госпиталей, под которые отдали все большие каменные здания. В госпиталь 38-37, что  расположился в нашем здании, ребята приходили после уроков, чтобы помочь и работникам госпиталя, и раненым. Вокруг школы теперь были картофельные поля, чтобы  заготовить  провизию для раненых на зиму. Из леса ребята носили грибы и ягоды: их также  заготавливали впрок. Концерты художественной самодеятельности, помощь в написании  домой весточки о том, что жив, просто разговоры по душам – вот  та помощь, что  могли ребята оказать  выздоравливающим защитникам Родины.

В 1944 году  в школе №21 был первый выпуск. Много сделали для школы в эти годы первые директора  Кораблев Николай Николаевич и Мужжавлев Павлин Павлович, ведь ребята упорно учились и тем  самым  незримо ковали  победу над  врагом.

После долгожданной победы 1945 года ребята вернулись в свое здание. Весь август 1946 года  большая часть  учащихся и учителей целыми днями переносили   учебники, пособия и другой инвентарь из 6-й школы в свою 21. А внутри школы надо было  вымыть  стены и окна, установить оборудование, расставить  мебель. И с1 сентября началась упорная учеба. Учительский состав пополнился вернувшимися в фронта  специалистами: Навозов В.Н. – превосходный учитель физики, Блудов Н.В. – учитель черчения от Бога, Гущин Б.И. — учитель начальной военной подготовки, знающий и опытный  профессиональный военный.

Результаты трех десятков лет работы школы поразительны: из 10-11-х классов школа к 1967 году  выпустила 1850 человек, из них с золотой и серебряной медалями 42 человека.

В 1956 году около станции Кохма был заложен завод Строммашина. Вместе с корпусами завода   стали возводиться жилые здания для  рабочих (старая жил-зона). В связи с увеличением количества  детей в микрорайоне к прежнему зданию школы решено было сделать пристройку, которая позволила увеличить  количество обучающихся  до 1000-1200 чел. при работе в две смены.

Наша школа всегда славилась своими традициями. Одна из них – сохранение памяти  о людях и событиях родного города. В 1965 году в школе на втором была перегорожена часть коридора и организован  Уголок боевой и революционной славы. В 1979 году Уголок прошел паспортизацию, и теперь  в школе №5 работает Музей, которому в 2019 году исполнилось 40 лет (Музею истории городского округа Кохма в прошлом году исполнилось 20 лет). Основу  экспозиции  школьного музея составляют фронтовые и военные  материалы, в том числе о героях-краснодонцах, т.к. пионерская дружина школы  носила имя Сергея Тюленина, героя-молодогвардейца. Хранится обширный материал  о  боях на Малой земле, о городах-героях, о работе  госпиталя 38-37, о жизни детей во время  войны, о наших земляках как воевавших, так и  оказавшихся во время войны за колючей проволокой. Помимо этого школьными краеведами  собраны сведенья об участниках гражданской войны, об истории Кохмы и  ее улиц, об одном из владельцев села Кохма М.В. Скопине-Шуйском.

К 80-м годам школа уже не могла вместить  всех своих учеников. Началось строительство нового здания. И 15 октября 1981 года, в дождливый осенний день, из старого здания школы ребята, распределившись по классам, отправились к новой школе, которая почти вплотную  приблизилась к заводу Строммашина. Впереди  колонны с глобусом  шла завуч…  , за ней ребята с уже скромными осенними букетами. 18 лет  ее директором был  Г.И.Бутрин – активный участник  стройки школы, отличник народного образования, отдавший школе всю жизнь. И хочется  отметить, что нашей школе всегда везло с  педагогическим коллективом, начиная с руководства, заканчивая  педагогами. Сидоров С.В. – молодой, инициативный,  творческий человек, Кукушкина Н.В.  – мудрый наставник и отличный хозяйственник, Н. А. Комлева — решительный, принципиальный и очень яркий руководитель, Г.И.Жукова  — широко мыслящий  директор, способный увлечь своим задумками весь микрорайон, Н.Ю.Ватутина , пример современного руководителя, способная решить проблему любого плана, сердцем болеющая за все, что  происходит в школе.

И еще один секрет  высокого рейтинга нашей школы: около половины ее учителей – выпускники школы, которые, получив высшее образование, возвращаются в эти  стены уже в новом качестве – учителями. Среди них учителя начальной школы: Окунева Н.Г., Щапова Н.С., Пиголицина Л.А., Куликова А.С. Учителя среднего и старшего звена: Лебедева С.В., Сибрина Т.Г., Зорина Н.В., Китаева Н.Ю., Михайлюченко М.А., Шмелева Т.Г….

Сейчас  школа переживает  очередной подъем: с каждым годом увеличивается количество  учащихся, а значит, и количество классов. Школа работает вот уже 10 лет работает по новой программе ФГОС (т.к. была   стартовой площадкой для внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта в нашем городе). Два спортивных зала с полным оснащением поддерживают ребят на хорошем физическом уровне. Отличная  собственная столовая позволяет  ребятам активно  заниматься и внеурочной деятельностью, т.к. меню на любой вкус обеспечивает их материальной пищей в добавление к духовной. Многочисленные кружки, секции, Дни правовых знаний, участие в военно-спортивной игре «Зарница», в Днях здоровья делают жизнь ребят разнообразной и интересной.

А лучшим показателем работы школы в наше время являются результаты итоговой аттестации (ОГЭ И ЕГЭ). Школе есть чем гордиться.

Гордостью школы всегда были и будут ее выпускники. На каждое пятилетие они собираются в первую субботу февраля, чтобы встретиться со своими друзьями, с теми, кто помог им пройти сложный ученический путь и выбрать  дорогу в жизни, кто  учил жизненной мудрости и справедливости. Во и в этом году школа приглашает 8 февраля на свой юбилей всех, кому дороги традиции школы, дороги воспоминания о детстве и юности, связанные с такой неповторимой и незабываемой школой №5 (21) городского округа Кохма.

ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ

Почтенность возраста определяется годами. 80 лет для человека – знаменательная дата. В преддверии юбилея вспоминаются яркие события жизни, интересные люди, с которыми свела судьба на жизненном пути, достижения, которыми можно гордиться, «свой след оставив на земле».

А если это юбилей не человека, а школы? С чего начать воспоминания?

Нашей школе №5, расположенной в восточной части города Кохма, в этом году исполняется 80 лет.   И, перелистывая времени страницы, разговор об этой школе хочется начать с воспоминаний о том, кто заботился и о здании, и о классах, и об учебно-воспитательном процессе.

Директор. За 80 лет работы школы табличка на кабинете директора менялась девять раз. Фамилии 1-х директоров запечатлены в книге Памяти школьного музея.

В послевоенные годы здание школы нуждалось в капитальном ремонте: все в нутрии школы было приспособлено под госпиталь, который в годы войны располагался в стенах старого здания. Этот нелегкий труд лег на хрупкие плечи Екатерины Васильевны Вислых. Восемь лет (с 1948 по 1956гг.) Екатерина Васильевна, прекрасный учитель литературы, руководила работой коллектива. Возвращение к мирной жизни было нелегким, но организаторский талант директора, ее интуиция и опыт помогли Екатерине Васильевне, и в июне 1956 года школа рассталась со своими первыми выпускниками.

Затем на тридцать лет школа перешла в надежные мужские руки. Гаврилов Н.Г., Сошников Э.М., Самойлов А.Г., Бутрин Г.И., Сидоров С.В. – имена эти до сих пор известны в городе. Память о таких удивительных людях жива, пока живы их ученики. А таких в городе немало.

Интеллигентность, отзывчивость, сочетающаяся со строгостью – визитная карточка Гаврилова Н.Г. Физик по образованию, Николай Гаврилович поражал своей эрудицией, начитанностью, требовательностью не только к другим, но и к себе самому в первую очередь.

Сошников Э.М., работая учителем физики, два года временно исполнял обязанности директора, но запомнился ученикам и коллегам требовательностью и волевым характером.  Именно при нем всех, входящих в школу, встречал плакат «У нас в школе не курят». Директор показывал пример: и сам не курил, и при помощи четкой организации дежурства учителей постарался свести к минимуму число курящих учеников.

В 1968 году из Школы рабочей молодежи был переведен учитель истории Самойлов А.Г. Шесть лет стоял Александр Георгиевич у руля управления школой. Человек высокой культуры, он понимал, что время требует постоянного движения вперед. Будучи прекрасным методистом, он старался внедрять в работу новинки педагогического и учебного опыта страны. Тактичный, вдумчивый, легкий в общении, он вызывал симпатию даже у малознакомых людей.

Следующий директор связал свою жизнь с нашей школой на целых 18 лет. Директор — строитель, директор — труженик. В нашем городе он курировал строительство двух школ: №2 и №5. А сколько  выпускников с благодарностью вспоминают его  уроки истории, уроки жизни. Душевный, мудрый, доходчиво объясняющий суть проблемы, Герман Илларионович Бутрин из тех людей, которые, раз встретившись на жизненном пути, не забываются никогда. Как часто урок превращался в настоящую дискуссию, где каждый ученик мог свободно высказать свою точку зрения, услышать одобряющие слова поддержки, увидеть пример истинного ведения спора. А после уроков блестящий оратор превращался в мудрого хозяйственника, для которого школа была вторым домом. И значит все, что творилось в ее стенах, принималось очень близко к сердцу. Именно при Бутрине Г.И. в 1981 году происходило великое переселение: школа получила новое трехэтажное здание. И можно было сказать, что директор знает школу как свои пять пальцев, потому что и строительство, и учебный процесс проходили под его чутким руководством.

Сидоров С.В, бывший директором школы с 1991 по 1993 годы, также подошел к исполнению своих обязанностей с чисто мужской, практической сметкой. Новые времена начала 90-х требовали иного подхода к организации экономической стороны обеспечения учреждения образования. Сергей Васильевич показал отличные организаторские способности, и если бы не специфика времени реформ, многие из его задумок можно было претворить в жизнь на благо школе.

Начиная с 1993 года, школа развивается под чутким женским руководством. Кукушкина Н.В., обаятельная, коммуникабельная женщина, сначала работала в нашей школе   завучем, преподавала алгебру и геометрию. Затем была назначена директором. Заботливость, полная самоотдача, умение решать нерешаемые проблемы отличали стиль работы Надежды Васильевны и помогали поддерживать здание школы в хорошем состоянии. Многое делала Кукушкина Н.В. и для сплочения школьного коллектива.

Всего два года занимала этот пост Комлева Н.А., но запомнилась всем принципиальностью, деловой хваткой, умением чутко и слаженно вести как хозяйственные дела, так и учебный процесс. Принцип ее жизни был виден в работе: больше дел, меньше слов. Находчивость, такт, умение довести любое начатое дело до конца, завидная энергетика уверенности в своих силах – черты, достойные восхищения.

Яркими и запоминающимися стали для школы годы работы в ней Жуковой Г.И.  На уроках истории и обществознания, во время перемен и на рабочих совещаниях Галина Ивановна удивляла и коллег, и учеников жизнеутверждающим поведением, оптимистичным настроением и добротой. Какая-то энергетика творчества, преобразования исходила от нее. Школьные коридоры расстались со своим казенным видом и превратились в уютные, украшенные цветами рекреации.  Микрорайон Жил-зоны с нетерпением ждал мая месяца: по инициативе Галины Ивановны в этот период школьный коллектив проводил мероприятия, связанные с историей и школы, и города, и земляков. Человек творческий и не привыкший стоять на месте, Галина Ивановна сумела начать процесс информатизации и компьютеризации школы. У выпускников этих лет навсегда останется   память о светлой женщине, способной понять и простить, если где-то ошибся, способной мудро посоветовать, как исправить ошибку  и  впредь не наступать «на эти грабли».

Эстафетная палочка с 2008 года находится в руках инициативного педагога Ватутиной Н.Ю. Обладая большой силой убеждения, Наталья Юрьевна сделала очень много для школы. Вечная неудовлетворенность сделанным, желание не останавливаться на достигнутом, доводить до совершенства начатое — отличительные черты ее натуры. Школе есть чем гордиться.

80 лет для здания – это много? Наверное, нет. Ведь по сравнению с человеческим веком история зданий более продолжительна. Но тут речь идет не о простом здании. Ведь школа — это еще и ученики, и их родители, и большой учительский коллектив. И, говоря об истории школы, нельзя не заметить, что ее история складывается из историй жизни всех тех, кто связал, пусть ненадолго, свою судьбу с судьбой школы. А значит, отдал ей и частичку своей души.  И равнение всегда шло на директора, лицо школы, того человека, который был в ответе всегда и за все. Большое спасибо всем директорам нашей школы за то, что смогли сформировать ее такой неповторимый и своеобразный облик.

ЗАВУЧИ ШКОЛЫ.

Заведующий учебной частью – так звучит полное  название должности. А по сути  —  это  правая рука директора. И можно сказать, что  нашей школе всегда везло в этом отношении. Нашими идеологами, блюстителями  школьной дисциплины и  людьми, отвечающими за результативность процесса овладения знаниями, были отличные Педагоги с большой буквы.

Первый завуч – Кряковская Т.С. Талантливый, инициативный педагог, Татьяна Семеновна за время работы  с 1940-1941 г.г. сумела поставить учебную  работу школы на высокий уровень.   Недаром  впоследствии  она  стала ведущим инспектором  облоно.

В разные годы  этот непростой пост занимали неординарные люди. Выпускники 60-х – 80-х годов отлично помнят  Навозова В.Н.  Учитель  физики от Бога. За плечами до прихода в школу –  богатая военная биография. Призванный в ряды Советской  Армии в 1940 году, прошел с боями  через всю страну. Его боевой путь  закончился в Восточной Пруссии на территории Германии.  Как учителя его отличал педагогический такт, умение сделать доступной любую  недоступную тему, а как завуч он  характеризовался коллегами как  очень человечный, внимательный и авторитетный  руководитель. Его рассудительный, неторопливый голос, всегда безупречно опрятный внешний вид, подтянутость вызывали зависть и желание подражать у  мальчишек и девчонок.

Затем ведущими завучами многие годы были преподаватели гуманитарного цикла.

Многие выпускники тех лет до сих пор вспоминают учителя литературы и русского языка Мясникову Жанну Ивановну. Любовь детей к ней пришла с уроков литературы, признательность коллег  — результат  трудолюбия, эрудиции, которые ей помогали при исполнении обязанностей  завуча. Историк по образованию и по призванию, Терентьева Н.И., окончив Ивановский педагогический институт, работала в нашей школе и учителем, и завучем. Внимательная, лояльная, рассудительная, она на уроках поражала эрудицией и умением  преподнести материал, как завуч привлекала коллег  человечностью отношения и добротой.

Начиная с 1968 годов  выполнение этих непростых обязанностей легло на плечи  учительской династии. Выпускница  Ивановского  педагогического института, Шарова Л.В., начинала свой  путь  в школе рабочей молодежи. Затем переход в нашу школу. Уроки русского языка и литературы всегда отличались  четкостью подачи материала. Поражала эрудированность  педагога и умение заинтересовать  предметом. Впоследствии  Лидия Васильевна  становится завучем школы, вдумчивым, требовательным, инициативным.  Ленинская юбилейная медаль, значок «Отличник народного  просвещения», значок «Отличник  просвещения СССР», грамоты Министерства просвещения, облоно, районо. Эти награды – лучшее доказательство, что когда-то, в молодости, Лидия Васильевна правильно выбрала профессию. И жизнь щедро наградила ее  и любящими учениками, и признательными за многое выпускниками школы.

Эти же обязанности  35 лет  исполняла  дочь  Лидии Васильевны, Т.С.Грязнова. В этой школе прошла вся ее жизнь. Татьяна Семеновна – выпускница школы №5. Сразу с институтской скамьи, в 1972 году,   вернулась  она сюда в качестве учителя русского языка и литературы.  А через 10 лет, когда Лидия Васильевна ушла на пенсию, стала завучем. Знающие ее люди обычно удивлялись  той работоспособности и такту, который характеризовал  Татьяну Семеновну как  руководителя.  Неторопливость, рассудительность, настойчивость – и вот уже нет проблемы, которая вдруг возникла в учебном процессе. Как ей удавалось   держать в памяти столько информации, находить нестандартный выход из  щекотливых положений и при этом оставаться внимательной, спокойной и уравновешенной – загадка для  сегодняшнего поколения педагогов. И, конечно же,  для многих выпускников ее уроки  словесности  на всю жизнь останутся  самыми незабываемыми и памятными, настолько  высока эрудиция, начитанность и педагогическое мастерство Татьяны Семеновны.

Только год отработала в должности  завуча Морозова Г.Г. Впервые за историю школы  на этой должности  оказался преподаватель  иностранного языка. Всегда уверенная в себе, быстро  разбирающаяся в сути  ситуации и  способная найти оптимальный выход из  создавшегося положения, Галина Геннадьевна отлично справлялась со своими обязанностями. Энергичность, увлеченность предметом ценили в ней ученики. Лояльность, отзывчивость, понимание привлекали  в ней коллег по работе.

Завучами  в школе работали и учителя математического цикла. Пожидаева Людмила Сергеевна осталась в памяти признательных выпускников требовательным, эрудированным, ярким педагогом. Парменова Роза Георгиевна всегда поражала энтузиазмом, нестандартностью мышления, положительной энергетикой  —  все это помогало ей и в преподавательской  деятельности, и в  работе завуча. Манеру преподавания математики  Пусташовой Ольги Борисовны с благодарностью вспоминают ее выпускники. Заинтересовать предметом, суметь  так построить урок, чтобы он пролетел как одно мгновение, посвященное великой науке и отличной гимнастике ума —  этим Ольга Борисовна всегда  завораживала своих учеников. А общаясь с завучем Листочкиной Е.А., и коллеги, и школьники  учились просто иному отношению к жизни. Неиссякающий источник оптимизма, позитива в сочетании  с мастерским умением построить  логическую цепочку объяснения нового материала, подсказать  нестандартный путь решения задачи ли, проблемы ли – вот в нескольких чертах общий сразу узнаваемый  портрет Елены Александровны.

С введением новых технологий, в штатном расписании школы теперь  значится и завуч по  информационной части. С этим направлением работы отлично справлялась Сибрина Т.Г. Интересный человек, требовательный педагог, как  завуч, ответственный за информационную грамотность не только учеников, но и учителей, Татьяна Георгиевна умела найти подход  и доходчиво объяснить сложный материал.

Сегодня за работу учебной части  отвечают также выпускники нашей школы. Шмелева Татьяна Геннадьевна, учитель физики и астрономии, восьмой год отлично исполняет  обязанности завуча. Отлично  чувствует климат в ученическом  и учительском коллективе, всегда в курсе всех информационных потоков документов, без чего в XXI веке немыслим учебный процесс. Татьяна Геннадьевна – отличный организатор, т.к. чувство ответственности – одно из ведущих качеств, которое характеризует ее и как  завуча, и как  учителя, и как просто человека. Ларионова Ольга Геннадьевна пришла в нашу школу сначала учителем  русского языка и литературы, затем переквалифицировалась  в учителя начальных классов, и вот уже три года  работает завучем. Эстафетную палочку «завуча» Ольга Геннадьевна получила из рук Татьяны Семеновны Грязновой, которая, уходя на заслуженный отдых, сказала, что покидает свой пост со спокойной душой, т.к. не сомневается, что ее бывшая ученица великолепно справится с обязанностями «правой руки директора». И не ошиблась: вдумчивое отношение ко всем учебным задачам, умение мудро подходить к решению школьных проблем, душевное и очень чуткое отношение к коллегам и детям – вот характерные черты стиля работы Ларионовой Ольги Геннадьевны.

Со временем немаловажная роль стала отводиться в школе и внеклассной воспитательной работе. Работа завуча в этом направлении требовала не меньшей самоотдачи, чем в учебном плане. Выпускница  школы №21(5) Вершинина В.В. сразу после института вернулась в школу уже в качестве учителя иностранного языка. Через 10 лет  Вероника Владимировна  стала организатором внеклассной работы. Любовь к музыке, живописи помогала ей в работе с детьми. Походы, экскурсии, интеллектуальные турниры стали заполнять досуг ребят. А  душевность, тактичность, жизнерадостность помнит, пожалуй, каждый ее выпускник.

Большой вклад в воспитательную работу школы внесла Телегина Н.Н. Именно она стала инициатором внедрения  целой программы  воспитательной работы, которую сама и разработала. Очень коммуникабельная, увлекающаяся новыми веяниями, Надежда Николаевна умела зажечь и учеников, и коллег своими идеями. Ее доброта, сердечность заставляли оттаивать даже самые черствые души.

Слово «надежда» не нуждается в переводе. От него всегда исходит жизнеутверждающая энергетика. Китаева Надежда Юрьевна, в недавнем прошлом  выпускница нашей школы, вот уже 12 лет координирует воспитательное направление школьной работы. Главное ее детище – школьное ученическое самоуправление. Умение найти общий язык с таким непростым подрастающим поколением, отличные организаторские способности, мягкость сочетающаяся с настойчивостью, кропотливость и требовательность не только к другим, но и к себе, поразительная работоспособность и удивительная отзывчивость присущи этому неординарному человеку.

И тем, что  выпускники  школы №5  в вузах  г. Иванова – всегда желанные абитуриенты, мы обязаны, в первую очередь, вот этим  людям, нашим завучам. Они руководят   учебным и воспитательным процессом, следят за всеми новинками в мире  методической литературы и новых методических  идей,  совершенствуют методику преподавания и контролируют психологический климат в школьном коллективе.  Ведь бОльшая половина  такого высокого рейтинга школы – это их заслуга!

ПЕРВЫЕ УЧИТЕЛЯ.

В начальной школе постигаются азы,

Простые правила грамматики и счета,

Никто не станет спорить, что они важны,

Как крылья птице для высокого полета!

Первый учитель… Как это звучит гордо и ласково! Нередко его называют второй мамой. И каждый малыш мечтает о добром, понимающем учителе, который бы его любил, уважал, ценил его малейший успех.

Коллектив начального звена Кохомской школы №5 – дружная семья из 420 учеников и 16 педагогов. Окунева Н.Г., Щапова Н.С., Струнникова Е.В., Ларионова О.Г., Пиголицына Л.А., Баранникова С.Ю., Куликова А.С., Мирошникова Т.А. сами когда-то учились в стенах нашей школы и являются её выпускниками. Селивёрстова Л.В., Латышева С.Б., ОсокинаТ.В., Щапова Н.С. работают в школе № 5 более 30 лет, то есть преданы не только своему делу, но и своей школе. Каждому учителю присущи глубокое знание учебных предметов, творческий поиск, постоянное совершенствование мастерства, а главное – любовь к детям и преданность избранной профессии.

Молодые учителя Кукушкина М.П., Муравьёва А.О., Мирошникова Т.А., Шелепин К.С., Широкова Н.С. плавно влились в устоявшийся и сложившийся коллектив. Молодежь с большой ответственностью относится к проведению уроков, старается преподавать так, чтобы у детей не было страха, равнодушия или скуки.

Сколько же могут учителя начальных классов! Каллиграфически писать, читать наизусть стихи и прозу, решать «нерешаемые» задачи и головоломки, рисовать, лепить, мастерить, танцевать, петь, а главное – из урока делать сказку. Их всегда можно увидеть в кругу детей, рассказывающих интересные истории, отвечающих на многочисленные вопросы. Уроки наших учителей – это интересные открытия и увлекательные путешествия. Смотришь на них и удивляешься: откуда столько сил и энергии, откуда такое упорство? Ответ самый простой: источник неиссякаемых сил в любви, в большой любви к детям, к своему делу, к жизни…