Студенческая научно-практическая конференция «Взаимодействие педагога с детьми с расстройством аутистического спектра»

14 апреля 2025 в Ивановском педагогическом колледже состоялась студенческая научно-практическая конференция «Взаимодействие педагога с детьми с расстройством аутистического спектра».

Выбор данной темы был не случаен, так как в связи с необходимостью реализации инклюзивного образования достаточно остро встала проблема взаимодействия педагога с детьми с особыми образовательными потребностями. Идея гуманизации образования, создания возможностей для обучения и социализации детей с особыми образовательными потребностями в массовой школе на практике сопровождается большими сложностями. Дети с расстройствами аутистического спектра – достаточно сложная для взаимодействия группа школьников, даже опытные педагоги испытывают значительные затруднения при налаживании коммуникации с ними. Тем более это создает проблемы начинающему педагогу, у которого еще нет достаточного уровня профессиональной компетентности.

На этапе подготовки к конференции студентами группы 3НК, членами Студенческого научного общества, было проведено исследование, направленное на изучение представлений студентов педагогического колледжа о детях с расстройствами аутистического спектра. В дальнейшем они выступили с докладом по результатам анкетирования на научно-практической конференции.

Первым докладчиком была Яна Петелова. Она выступила с докладом «Общее представлении об аутизме». Студентка дала представление об аутизме, отметила рост числа детей с расстройствами аутистического спектра, указала на то, что до сих пор в науке нет точного ответа на вопрос, почему возникает аутизм. Яна порекомендовала студентам книги и фильмы, в которых речь идет о людях с аутизмом, чтобы у них могло сложиться более точное представление о данной категории людей.

Следующим докладчиком была Вероника Трефилова. Её выступление было посвящено анализу особенностей психической деятельности аутичных детей. Вероника подчеркнула, что психическая деятельность таких детей отличается большим своеобразием. Им присущи специфические особенности мыслительной деятельности, склонность к стереотипным формам мышления и поведения. Они часто отличаются гипо- или гиперчувствительностью к сенсорным воздействиям, большим своеобразием интересов и увлечений. Её выступление вызвало большой интерес у учащихся.

Особый интерес у учащихся вызвало выступление Е. Беляковой и С. Степанян, в котором они познакомили присутствующих с результатами диагностики представлений студентов колледжа о детях с аутистическими особенностями. Исследование было организовано в Ивановском педагогическом колледже, в нем приняло участие 22 человека, это студенты 2-х и 3-х курсов школьного отделения. Исследование проводилось методом анкетирования, использовалась авторская анкета.

Результаты исследования показали, что, несмотря на то, что учащиеся встречались в реальной жизни с людьми с аутизмом, они не могут четко описать их психические особенности. Докладчики указали на значимость просветительской работы, в том числе и путем проведения научно-практических конференций среди учащихся, для повышения осведомленности об особенностях и принципах взаимодействия с людьми с расстройствами аутистического спектра. Они также отметили, что учащиеся колледжа в большинстве своем считают, что такие дети могут учиться в массовой школе, только при создании определенных условий. Студенты указывают, что им было бы трудно взаимодействовать с такими учениками, если бы они учились в их классе.

Последним было выступление Исламовой Светланы на тему «Взаимодействие с детьми с аутистическими расстройствами в условиях массовой школы». Студентка рассмотрела стратегии и формы взаимодействия педагога с детьми с расстройствами аутистического спектра, дала конкретные советы по выстраиванию такой коммуникации. Учащиеся отметили, что ее доклад имел большую практическую ценность.

Затем учащимся было предложено посмотреть фрагменты фильма «Синдром Аспергера», где речь шла о детях с расстройствами аутистического спектра. После просмотра была организована дискуссия.

После завершения выступлений были подведены итоги конференции. Участники отметили ее актуальность, важность обсуждаемых на ней вопросов. Обучающимся были вручены грамоты.