Психологические аспекты подготовки студента педагогического колледжа к профессиональной деятельности

Повышение качества подготовки студентов педагогического колледжа предполагает  использование разнообразных методов и форм работы, поиск наиболее эффективных методик, дающих практический результат. Обучение учащихся по предмету «Теоретические основы  организации обучения в начальных классах» имеет своей целью формирование теоретических знаний, которые должны стать базой для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Но помимо теоретической подготовки важно, чтобы учащиеся приобрели практические навыки, научились справляться со своим эмоциональным состоянием, преодолевать стресс, избегать возникновения эмоционального выгорания.

Практика проведения занятий в школе показывает, что учащиеся испытывают значительные трудности при проведении занятий: они не могут настроиться на урок, теряются во время проведения занятий, не могут правильно реагировать на поведение детей в различных педагогических ситуациях.

Чтобы наработать необходимы навыки,  мы провели одно из занятий по теме «Подготовка учителя к уроку» в форме психологического тренинга. На предыдущих занятиях по данной теме мы подробно рассмотрели методические, организационные  и психологические аспекты подготовки учителя к уроку, разобрали типичные ошибки, провели анализ наиболее часто возникающих проблем.

На самом занятии мы предложили ряд упражнений, которые призваны помочь начинающему учителю справиться с возникающими у него проблемами. Первое упражнение, которое мы выполнили,  называется «Трудные ситуации».  На уроке могут возникнуть сложные ситуации, нередко сопровождающиеся негативными переживаниями, выводящие учителя из состояния равновесия. Важно уметь посмотреть на них с другого ракурса, отнестись к ним, как опыту, подумать,  чему они могут нас научить, что полезное мы можем из них извлечь.

Еще одна проблема, с которой сталкивается учитель в школе, это большое количество негативной информации, неконструктивных оценок своей деятельности, реальных и мнимых неудач. Особенно это актуально для молодого специалиста, который только что входит в профессию. Чтобы у него не сложилось впечатление собственной неуспешности,  мы предложили выполнить упражнение « Не хочу хвастаться, но..». Цель этого упражнения – увидеть свои успехи и достижения, укрепить веру в себя, повысить свою самооценку.

Упражнение «Мой образ счастья» помогает учителю снять психологическое напряжение, стабилизировать свое психоэмоциональное состояние. Очень важный прием – «Эмоциональный якорь», он помогает вызвать это состояние в тех ситуация, когда педагогу это необходимо.

Кроме собственно образовательных задач, на данном занятии решались и воспитательные. Последнее упражнение – «Групповой портрет» – было нацелено на усиление групповой сплоченности, создание в группе атмосферы доверия. Для  того чтобы успешно решать возникающие в ходе профессиональной деятельности задачи, педагогу важно выстроить хорошие отношение в коллективе, приходить на помощь своим коллегам, оказывать им психологическую поддержку.

В конце занятия мы предложили учащимся высказать свое мнение. Студенты отмечали, что данная форма проведения занятий была для них новой и интересной, что выполненные ими упражнения будут для них полезны, что они узнали много нового о своих одногруппниках, поняли, как важно для учителя уметь регулировать свое психическое состояние.