Научно-практическая конференция «Воспитание будущих педагогов в педагогическом колледже: проблемы и пути решения» (К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне)

19 мая 2025 года в Ивановском педагогическом колледже состоялась научно-практическая конференция «Воспитание будущих педагогов в педагогическом колледже: проблемы и пути решения» (К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне).

Тема конференции была выбрана не случайно. Во-первых, согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в определении понятия образования как единого целенаправленного процесса на первом месте стоит именно воспитание как формирование и развитие личности и только на втором месте – обучение. Во-вторых, разговор о воспитательном потенциале образовательных программ среднего профессионального образования был начат в колледже еще на августовском педагогическом совете. В-третьих, юбилей Великой Победы стал прекрасным поводом вернуться к вопросам и проблемам воспитания. 21-23 апреля 2025 года в Российской академии образования состоялась IV Международная Ассамблея «Школа Победы», посвященная 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Лейтмотивом Ассамблеи стала мысль о том, что именно советская школа с ее опытом и традициями воспитания и обучения детей вырастила поколение победителей, сумевшее выстоять и победить в войне с гитлеровской Германией.

Цель проведения конференции состояла в том, чтобы создать условия для обсуждения актуальных проблем воспитания будущих педагогов в Ивановском педагогическом колледже и обмена опытом их решения. Программа конференции включала доклады и ответы на вопросы.

Одна из важнейших закономерностей воспитания состоит в том, что развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив. О формировании коллектива студентов учебной группы педагогического колледжа как процессе создания воспитательной среды рассказала в своем выступлении преподаватель Е.В. Тихомирова.

Вопросам формирования культуры общения будущего педагога, культуры поведения, социальных отношений было посвящено выступление преподавателя Ю.О. Мурановой.

Преподаватель С.В. Бурова рассмотрела проблемы профессионально-трудового воспитания будущих учителей физической культуры и педагогов по физической культуре и спорту, то есть формирования позитивного и добросовестного отношения к труду, культуры труда и трудовых отношений, трудолюбия, профессионально значимых качеств личности, умений и навыков; осознанного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной деятельности, а также культуры здорового образа жизни, потребности физического самосовершенствования.

Специфика педагогического колледжа состоит в том, что здесь не только воспитывают студентов – будущих педагогов, но и готовят их к осуществлению воспитательной деятельности, в том числе классного руководства в образовательных учреждениях. О том, как организована подготовка студентов к осуществлению воспитательной деятельности, в том числе классного руководства говорила в своем выступлении преподаватель М.А. Кречетникова.

Преподаватель О.И. Горбунова поделилась своим ценным опытом создания воспитательных проектов как эффективной формой подготовки студентов педагогического колледжа к осуществлению воспитательной деятельности в школе.

Все выступления педагогов объединяла идея о том, что воспитание, как и обучение, осуществляется через совместную деятельность (учебно-познавательную, проектную, творческую и т.п.), в которую преподаватель включает студентов. Успешное решение задач воспитания возможно при использовании активных и интерактивных методов и приемов взаимодействия субъектов деятельности. Преподаватель воспитывает студентов собственным примером. В единстве воспитания и обучения формируется мировоззрение студентов педагогического колледжа, обеспечивается их профессиональное становление как будущих педагогов.