Методика «Формирования информационной и коммуникационной компетентности будущих учителей начальных классов»

Баранова О.В., преподаватель педагогики психологии

ОГБПОУ Ивановский педагогический колледж

Формирование информационной и коммуникационной компетентности будущих учителей начальных классов осуществляется в рамках триады «студенты – учитель начальных классов – учащиеся» и включает целевой, содержательный, процессуальный и диагностический блоки.

Содержательный блок состоит из дисциплин профессиональной информационной подготовки и использует потенциал учебной и производственной практик. Отобрано содержание данных дисциплин, установлена последовательность их изучения.

Первой из дисциплин студенты осваивают курс «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности». Вторая дисциплина «Методика обучения компьютерной грамотности» относится к обязательным дисциплинам вариативной части.

Третьей дисциплиной является «Практикум по профессиональной деятельности в информационной среде образовательного учреждения», которая относится к обязательным дисциплинам вариативной части.

Четвертой, общей и систематизирующей обязательной дисциплиной являются «Методические основы использования информационных и коммуникационных технологий в системе начального образования». Нами разработана учебно-методическая поддержка данного курса – выпущено учебно-методическое пособие.

Процессуальный блок модели содержит выбранные нами формы, методы и средства обучения:

Методика долговременного привлечения студентов к будущей профессиональной деятельности,при которой на первом курсе каждый студент прикрепляется к педагогу-наставнику, за каждым студентом закрепляются (по желанию учащихся начальных классов и родителей учащихся) 2–3 школьника, над которыми он берет шефство на протяжении четырех лет обучения в начальной школе.

Студенты проводят работу по подготовке учащихся к олимпиадам, конкурсам, контрольным и домашним работам посредством таких сервисов, как Skype, vk, Google – сервисов, электронной почты. С помощью Google – форм, программы TestOfficePro осуществляют тестирование младших школьников. Данные формы работы проводятся в соответствии с программой по учебной и внеурочной работе конкретной школы и класса.

Методика разработки электронных образовательных ресурсов по заказу учителя начальных классов в соответствии с методическими и образовательными потребностями школы, класса и учителя.

Консультирование студентов при разработке ЭОР осуществляется как преподавателем колледжа (технологический аспект), так и учителями начальных классов (методический аспект).

Методика сопровождения проектной деятельности учащихся. Ученики под руководством учителя и при помощи студентов выполняют коллективные и индивидуальные междисциплинарные учебно-методические проекты.

Диагностический блок модели содержит разработанные и адаптированные критерии измерения уровня ИКТ-компетентности и ИКТ-грамотности.

Методами оценки компетентности у студентов являются: практическое задание на компьютере, тест, анкетирование, оценка преподавателя и педагога-наставника.