11 апреля 2025 года в городе Иванове на базе Центра выявления и поддержки одаренных детей «Солярис» состоялись III Межрегиональные образовательные Чиндиловские чтения «Разумное, доброе, вечное…».
На открытии конференции с приветственным словом выступила Светлана Горошко, начальник управления общего и дополнительного образования и воспитания Департамента образования и науки Ивановской области.
Целью Чтений является сохранение и укрепление традиционных российских ценностей, обеспечение их передачи от поколения к поколению, формирование гражданской позиции молодежи, обсуждение вопросов развития непрерывного литературного образования и духовно-нравственного воспитания в свете научных трудов и педагогической деятельности О.В. Чиндиловой.
Чиндилова Ольга Васильевна (1956 — 2015 гг.), доктор педагогических наук, профессор кафедры НиДО АПКиППРО, Заслуженный учитель РФ.
Координатор направления «Дошкольное образование» в Образовательной системе «Школа 2100». автор и соавтор многочисленных учебников.
Ольга Васильевна более 25 лет проработала в Каменской средней школе Вичугского района Ивановской области учителем русского языка и литературы. В 2011 году она защитила докторскую диссертацию по теме «Феноменология развития читательской культуры детей дошкольного возраста в контексте непрерывного литературного образования». Руководила научными и экспериментальными площадками в школах и детских садах Москвы, Ивановской области, Краснодарского края, Камчатки, Калуги, Тюмени и других регионов, читала лекции по всей России.
На пленарном заседании «Формирование духовно-нравственных ценностей в непрерывном образовательном пространстве России» выступила Сухова Алёна Владимировна (кандидат филологических наук, доцент, г. Иваново). Ее лекция «Образ слова – образ мысли – образ мира» позволила задуматься о том, насколько отличается мышление взрослого от мышления ребенка, и как часто мы, мысля своими образами, ограничиваем воображение детей. Исправить эту ситуацию помогут «тихие книги», содержащие только картинки, позволяющие ребенку интерпретировать их по-разному, фантазируя и создавая свою уникальную историю.
Лекцию о «Педагогике впечатлений» прочитал Прутченков Александр Сергеевич – доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник «Педагогического конструкторского бюро». В ней он поделился сутью технологии впечатлений, рассказал, как она помогает вовлечь детей в деятельность на уроке.
После пленарного заседания студенты Ивановского педагогического колледжа посетили тематические секции и онлайн-площадку: «Мастерская личностного роста педагога: «Жонглеры впечатлениями», «Духовно-нравственный потенциал урока», «Театральное творчество как технология воспитания личности», «Современный ребенок и книга: как их подружить?».
Одной из самых интересных секций стала площадка «Традиции и современность: использование нейросетей для создания впечатляющих иллюстраций к учебным материалам». Руководил ее работой лично профессор Александр Прутченков, который является признанным экспертом в этой области.
Александр Сергеевич рассказал о возможности нейросетей сделать обучение более наглядным и увлекательным, помочь лучше усваивать учебный материал. Искусственный интеллект может анализировать предпочтения и уровень подготовки обучающихся, предлагая индивидуальные рекомендации, язык и стиль подачи. Это поможет поддерживать высокий уровень мотивации обучающихся в процессе обучения.
Александр Прутченков провел мастер-класс по работе с некоторыми нейросетями, научил слушателей создавать картинки, иллюстрации к занятиям, показал, как писать тексты и корректировать документы.
Александр Сергеевич отметил, что несмотря на инновационные технологии, важно сохранить традиционные методы обучения. Использование нейросетей должно дополнять, а не заменять классические подходы в образовании. Важно найти баланс между новыми технологиями и проверенными временем методами, чтобы обеспечить всестороннее развитие обучающихся.
Очень подкупал стиль общения Александра Прутченкова с аудиторией, его умение вести диалог с группой, который можно назвать творческим сотрудничеством. Мастер-класс вызвал живой интерес и у педагогов, и у студентов, помог освоить некоторые возможности использования искусственного интеллекта в образовательном процессе.
