Государственная итоговая аттестация в форме демонстрационного экзамена по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании в 2025 году

В июне 2025 года студентам Ивановского педагогического колледжа, обучающимся по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании, предстоит сдавать демонстрационный экзамен по специальности.

Демонстрационный экзамен – это форма государственной итоговой аттестации выпускников по программам среднего профессионального образования колледжей и вузов, которая предусматривает:

  • моделирование реальных производственных условий для демонстрации выпускниками профессиональных умений и навыков;
  • независимую экспертную оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена, в том числе экспертами из числа представителей работодателей;
  • определение уровня знаний, умений и навыков выпускников в соответствии с международными требованиями.

Цель демонстрационного экзамена – создание условий для определения уровня сформированности профессиональных компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в определенной сфере.

Демонстрационный экзамен предусмотрен федеральными государственными образовательными стандартами по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании (утв. Приказом Минобрнауки России от 13.03.2018 №183). Порядок проведения демонстрационного экзамена закреплен приказом Министерства просвещения «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» №800 от 08.11.2021 года.

Демонстрационный экзамен проводится по двум уровням:

1) демонстрационный экзамен базового уровня проводится на основе требований к результатам освоения образовательных программ среднего профессионального образования, установленных ФГОС СПО;

2) демонстрационный экзамен профильного уровня проводится по решению образовательной организации на основании заявлений выпускников на основе требований к результатам освоения образовательных программ среднего профессионального образования, установленных в соответствии с ФГОС СПО, включая квалификационные требования, заявленные организациями-работодателями.

Демонстрационный экзамен базового и профильного уровней проводится с использованием единых оценочных материалов, разрабатываемых оператором – Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования» (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.04.2023 №285).

Для проведения демонстрационного экзамена выбран комплект оценочной документации профильного уровня КОД 44.02.05-1-2025 – Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

Комплектом оценочной документации предусмотрено выполнение заданий по трем модулям:

Модуль 1. Преподавание по образовательным программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

Модуль 2. Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

Модуль 3. Классное руководство.

Задание модуля 1: разработать технологическую карту урока открытия нового знания для обучающихся с задержкой психического развития (обучающиеся по АООП НОО (Вариант 7.1) по одному из учебных предметов с использованием элементов коррекционно-развивающих и информационно-коммуникационных технологий.

При выполнении задания модуля 1 выпускники определяют цель и задачи урока, формируемые УУД, разрабатывают его структуру и содержание, выбирают методы обучения, формы организации учебной деятельности и формы контроля, применяемые на уроке с учетом особенностей указанной категории обучающихся, дидактические материалы и интерактивное оборудование. Результат планирования урока предоставляется в форме технологической карты.

Задание модуля 2: планирование внеурочного занятия по одному из направлений внеурочной деятельности для обучающихся с задержкой психического развития (обучающиеся по АООП НОО (Вариант 7.1).

Задание выполняется в 2 этапа. На первом этапе выпускникам необходимо разработать презентацию внеурочного занятия по одному из направлений внеурочной деятельности для обучающихся с задержкой психического развития, в которой указать цель и воспитательные задачи, реализуемые во время проведения внеурочного занятия, форму занятия, методы и средства воспитания, определить формируемые УУД, отразить содержание внеурочного занятия с подбором материала (тексты, иллюстрации, фото- и видеоматериалы; аудио сопровождение, иллюстрации, анимация).

На втором этапе выпускники должны продемонстрировать презентацию внеурочного занятия.

Задание модуля 3: провести анализ предложенной педагогической ситуации и разработать рекомендации для родителей (законных представителей), отражающие варианты решения выявленной педагогической проблемы.

Выпускникам необходимо выделить проблему, отраженную в педагогической ситуации, определить задачи, стоящие перед классным руководителем для решения этой проблемы, определить варианты решения проблемы, спрогнозировать развитие ситуации с учетом предложенных вариантов решения проблемы, разработать рекомендации для родителей (законных представителей) по указанной педагогической проблеме. По результатам выполнения задания участники экзамена должны сдать анализ педагогической ситуации по предложенной форме и методические материалы для родителей.

Общее время выполнения заданий: 3 часа 30 мин.

Независимую экспертную оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена будут осуществлять эксперты, владеющие методикой оценки выполнения заданий демонстрационного экзамена. Оценочные материалы для демонстрационного экзамена КОД 44.02.05-1-2025 Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования — https://bom.firpo.ru/Public/2502