
В 2025 году отмечает свой 80-летний юбилей Ивановский педагогический колледж. Его история насыщена событиями, значимыми для воспитания учащейся молодежи на традициях предшествующих поколений. Предшественником колледжа являлось Ивановское педагогическое училище (ИПУ), созданное в победном для нашей страны 1945 году. 1 сентября того же года здесь начались занятия. В архиве современного колледжа сохранились подшивки протоколов заседаний педагогического совета, книги приказов директора училища. Эти документы середины прошлого столетия, а также текущая административная документация колледжа широко используются в данной статье для воссоздания основных вех его истории.
В самом начале своей истории, во второй половине 1940-х годов, училище занимало всего пять классных комнат в здании одной из средних школ города Иванова [4]. Первые годы учебное заведение готовило учителей только по одной специальности – «Преподавание в начальных классах». В ИПУ в это время имелось не только дневное, но и вечернее отделение. На первом учились вчерашние старшеклассники, а на втором – школьные учителя со стажем, по различным причинам не получившие в годы войны специального образования.
В начальной школе учитель как сейчас, так и тогда вел большинство предметов, поэтому преподаваемых дисциплин в педучилище было много. Они перечислены в книге приказов по училищу за 1953 год: арифметика, алгебра, геометрия, ботаника, зоология, сельское хозяйство, история, чистописание, русский язык, детская литература, пение, специальный и, очевидно, очень полезный для будущих педагогов курс «Массовые игры и танцы», а также предметы педагогического и методического цикла – педагогика, история педагогики, частные предметные методики.
Очень большое внимание в учебном процессе уделялось практике по специальности. Она была внесена в учебные планы и в сетку расписания практически во всех классах училища (в 1950-х годах классы здесь стали называть курсами, а учащиеся – студентами). Для организации практики в основном служила базовая начальная школа, которая работала при училище. С начала 1960-х гг. педпрактика стала проводиться в сельских школах, это было связано с тем, что выпускникам ИПУ в дальнейшем предстояло работать преимущественно не в городских, а в небольших сельских школах, которых тогда было гораздо больше, чем сейчас.
Учащиеся готовились работать не только педагогами в младших классах, но и старшими пионервожатыми в школах. Поэтому наряду с педагогической проводилась и пионерская практика – в базовой начальной школе, а также в школах № 7, 20, 23, 69 областного центра. На втором курсе учащиеся вели с младшими школьниками кружковую работу, на третьем курсе работали уже пионерскими вожатыми, а на четвертом – старшими пионервожатыми.
Из документов более чем полувековой давности, которые хранятся во внутреннем архиве современного Ивановского педколледжа, явствует, что одним из любимых детищ дирекции ИПУ была библиотека. На заседаниях педсовета регулярно рассматривались такие вопросы как «О кругозоре учащихся и мерах по его расширению» (январь 1954 г.) и о роли библиотеки в этом. Учащихся обязывали не только читать художественную литературу, но вести читательские дневники, в которых они должны были фиксировать свои впечатления от прочитанного. В 1954 г. в библиотеке училища насчитывалось 13 700 книг, ежедневно библиотеку посещали 50-70 человек. При ней работал актив из студентов, которые помогали оформлять книжные выставки, участвовали в обработке вновь поступивших книг и в составлении карточек на них для каталога.
Эффективная учебная и методическая работа ИПУ была обусловлена тем, что в учебном заведении со временем сложился довольно многочисленный и в то же время высококвалифицированный коллектив опытных и добросовестных преподавателей. Первые годы (1945–1952 гг.) училище возглавлял В.Д. Мойкин, его сменил на посту директора А.Д. Лакербай, который во время Великой Отечественной войне находился на фронте с 1941 года, попал в плен, бежал оттуда, три раза горел в танке, в 1945 году дошел со своей военной частью до Праги, а затем еще участвовал в боях с японцами на Дальнем Востоке. Он запомнился коллегам тем, что всегда был открыт и принципиален, никого не боялся и ни перед кем не заискивал, многое сделал для развития училища. С 1959 по 1975 г. директором ИПУ являлся Н.П. Разумовский.
В 1945 году в училище было всего 9 преподавателей, к концу 1960-х годов численность педагогов достигала уже 60 человек, причем трое были удостоены высокого звания «Заслуженный учитель школы РСФСР», – В.В. Владычин, А.В. Воеводина и В.Ф. Касаткина, многие были награждены почетными значками «Отличник народного образования», грамотами профильного министерства [3].
Число студентов в училище постепенно увеличивалось. Первый прием в 1945 году составлял 150 человек, а в 1948 г. в ИПУ уже учились 310 человек. Численность студентов росла неравномерно: в 1957 г. здесь насчитывалось 10 групп, 1958 г. – 6, 1959 г. – 4, 1960 – 6, 1961 г. – 12, в 1962 г. – уже 22. (Протоколы педсовета 1961–64 гг. С. 26). В 1969 г. в училище получали образование около 700 человек [Там же].
Большое внимание в советское время уделялось идейно-политическому воспитанию учащихся. Такие предметы как история и Конституция СССР преподавал сам директор В.Д. Мойкин. Одним из самых важных идеологических предметов была история КПСС, которую в 1950-х годах вел директор учебного заведения А.Д. Лакербай. Руководители училища уделяли много внимания трудовому воспитанию молодежи. В 1950-х годах при ИПУ и его базовой школе был создан приусадебный участок, на котором после теоретических занятий по сельскому хозяйству учащиеся высаживали рассаду, ухаживали за растениями, собирали урожай. Сельскохозяйственными работами приходилось заниматься не только рядом с училищем, но и довольно далеко от него. В сентябре 1963 г. учащимся вместе с их педагогами впервые пришлось отправиться в самый далекий от областного центра Сокольский район «на картошку», т.е. на сельскохозяйственные работы, которые чаще всего сводились к уборке картофеля. В дальнейшем такие поездки стали ежегодными и продолжались до начала 1990-х годов.
Школой трудового воспитания стало участие в студенческих строительных отрядах, которые формировались не только в вузах, но и в средних специальных учебных заведениях. С 1972 г. в ИПУ стали учиться студенты-иностранцы, в основном из стран Африки – из Сенегала, Анголы, Центральноафриканской республики, Гвинеи-Бисау, а также с Кубы. Во время так называемого третьего трудового семестра они вместе с советскими студентами трудились в строительном управлении № 17 большого треста «Ивспецстроймеханизация» – возводили очистные сооружения, крайне необходимые для города Иванова [2].
Спорт всегда был в почете в Ивановском педагогическом училище. Во второй половине 40-х и в 50-х годах самыми популярными секциями здесь были гимнастическая и легкоатлетическая. Студенты участвовали в ежегодной эстафете в начале мая и по ее итогам не раз поднимались на пьедестал этих городских соревнований. Тем более важное место спорт стал занимать в училище с 1964 года, когда открылась специальность «Физическая культура» [1, 2].
Конец XX и начало XXI столетия – очень сложный период в истории страны, сопровождавшийся коренными политическими и социально-экономическими изменениями. Он не был простым и для Ивановского педагогического училища, которое не раз меняло свой статус, название и перечень специальностей. В 1993 г. приказом Министерства образования Российской Федерации оно было преобразовано в высшее педагогическое училище (колледж), т.е. фактически вошло в корпорацию вузов областного центра. В 2000 году оно было преобразовано в Ивановский государственный педагогический колледж (ИПК), снова став средним специальным учебным заведением [5, 4]. В этот период училищем, а потом колледжем руководили В.А. Ковалева (1976-1981), Л.В. Стецкий (1981-2000), М.В. Скрыкова (2000-2012), Н.Г. Карасева (2012-2022), М.С. Князева (2022-2024).
В годы преобразований расширялся и изменялся круг специальностей, по которым велась подготовка специалистов. С 1990–91 учебного года появилась специальность «Дошкольное образование», на которой готовили работников детских садов и яслей, в 2000–2001 гг. по заказу Управления образования Ивановской области в колледже вводятся еще две новые специальности – «Иностранный язык» и «Коррекционная педагогика в начальном образовании».
В 1990-х гг. в условиях перехода к рыночной экономике социально-экономическое положение в стране было особенно сложным. Жизненный уровень населения снижался, люди теряли работу и оказывались в очень тяжелом материальном положении. В целях социальной защиты в колледже были введены новые специализации, их освоение давало возможность студентам получить вторую профессию, нередко она могла реально послужить некой страховкой от превратностей жизни. В частности, в это десятилетие в колледже появились такие специализации: учитель хореографии и ритмики, учитель изобразительного искусства, организатор внеклассной воспитательной работы, воспитатель группы продленного дня, учитель иностранного языка в начальной школе (английского, немецкого), учитель-логопед, инструктор лечебной физкультуры, социальный педагог и др. В 1995 г. в колледже впервые организовали преддипломную практику по этим специализациям.
В 1994 г. в колледже начали ориентировать своих лучших выпускников на получение непрерывного педагогического образования. Для этого были заключены договоры с математическим и филологическим факультетами Ивановского государственного университета, а также с Шуйским государственным педагогическим университетом. Это давало возможность выпускникам колледжа продолжить обучение в вузах по сокращенным программам. В 2000 г. Шуйский педуниверситет открыл в колледже свое представительство, появилась возможность дистанционного обучения по программам высшего образования.
Еще в 1990 г. для совершенствования практической подготовки специалистов был создан учебно-педагогический комплекс «Педколледж – средняя школа № 4 – детский сад № 96 – школа-лицей «Гармония». Студенты, учившиеся по специальностям «Преподавание в начальных классах» и «Дошкольное образование», имели возможность в рамках этого комплекса проходить педагогическую и производственную практику.
В последнее десятилетие ХХ века в результате открытия новых специальностей и специализаций численность студентов педагогического колледжа достигала 1000 человек. Среди них было много иностранных студентов, первые из них, как уже отмечалось выше, поступили в педучилище еще в 1972 году. Это отделение по обучению иностранных граждан просуществовало тридцать лет и прекратило свою деятельность в 2002 году. За это время было выпущено около 600 специалистов, которые работали и до сих пор трудятся на ниве народного образования в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Большинство из них с благодарностью вспоминают колледж и своих педагогов. В России отечественные выпускники работают не только в школах Ивановской области, но и на Камчатке, в Магадане, в различных областях и краях Сибири, в Дагестане, Архангельской области и в других уголках нашей огромной страны.
В колледже на рубеже прошлого и нынешнего столетий, несмотря на трудности и идеологическую разноголосицу, не была свернута воспитательная работа. Педагоги и студенты собрали богатый иллюстративный материал об истории ИПУ–ИПК, записали воспоминания ветеранов. В результате под руководством методиста В.П. Голдобиной был открыт музей колледжа, студенты во время экскурсий в него, несомненно, получали патриотический заряд славных традиций. В 2001 г. учебному заведению было присвоено имя советского писателя Дмитрия Андреевича Фурманова, который до революции учился в том здании, которое сейчас занимает колледж, тогда в нем находилось Иваново-Вознесенское шестиклассное училище [5, 4]. Педагоги не раз рассказывали учащимся об их замечательном земляке не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях.
В колледже учились творческие девушки и юноши, в городе и области были известны такие коллективы ИПК как оркестр баянистов и аккордеонистов и фольклорный ансамбль. Молодежь участвовала в работе поэтической студии и музыкальной гостиной.
С учетом того, что в училище, а потом в колледже имелась специальность «Физическая культура», значимыми были спортивные успехи учащихся. Они были достигнуты во многом благодаря В.С. Шарагину, который долгие годы руководил отделением физического воспитания. На этом поприще достижения имелись не только на областном, но и на всероссийском и даже международном уровне. В 2003 г. студент А. Романов стал чемпионом мира среди студентов по пауэрлифтингу. Команды колледжа в эти же годы завоевали первые места по девяти видам спорта на Всероссийском физкультурно-спортивном студенческом фестивале.
В заключение остановимся на деятельности Ивановского колледжа в современных условиях. Ныне его основная материальная база – просторное здание, стоящее в самом центре города Иванова на площади Ленина и состоящее из разновозрастных частей. Нижние два этажа были построены в 1890 г., здесь до революции располагались сразу три социально-культурных учреждения – мужское училище для детей мастеровых и рабочих, начальная школа для девочек и Александровский детский приют. После революции здесь работала средняя школа, в связи с переводом ее в новое здание в 1964 г. были надстроены третий и четвертый этаж и сделана пристройка. Сюда заселилось Ивановское педагогическое училище (рис.1 и 2).
рис. 1 | рис. 2 |
Сейчас в здании насчитываются 25 учебных кабинетов для изучения общеобразовательных и профессиональных дисциплин, 2 компьютерных класса с выходом в интернет, спортивный зал, тренажерный зал, библиотека с читальным залом. Колледж работает в одну смену, но при этом испытывает некоторый дефицит учебных площадей.
Образовательный процесс обеспечен компьютерной техникой. Учитывая то, что учебное заведение готовит педагогов по физической культуре, в списке его материальных ценностей значатся гимнастические снаряды, теннисные столы, штанги, гантели, футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи, гимнастические обручи и многое другое. Для музыкально-эстетического воспитания используются фортепиано, аккордеоны, баяны, синтезаторы, акустические системы.
В Ивановском педагогическом колледже осуществляется подготовка по следующим образовательным программам среднего профессионального образования – программам подготовки специалистов среднего звена: 44.02.01 Дошкольное образование; 44.02.02 Преподавание в начальных классах; 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании; 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям); 49.02.01 Физическая культура. В 2025 году открывается прием на образовательную программу 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
В последние годы стал более содержательным и разнообразным учебный процесс. Кроме основной, базовой части, в нем присутствует еще часть вариативная, которая формируется участниками образовательного процесса на местах. Поэтому по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, например, кроме математики, русского языка, биологии, истории и др. в расписании занятий присутствуют такие вариативные дисциплины как «Здоровьесозидающая среда в образовательном учреждении», «Практикум по орфографии, пунктуации и каллиграфии», «Социальная психология», «Историческое краеведение», «Народные промыслы России» и др.
В последние годы для совершенствования процесса обучения педагоги колледжа работают над комплексной методической проблемой «Психолого-педагогическое и методическое сопровождение профессионального становления студентов педагогического колледжа». Эта работа координируется учебно-методическим советом ИПК и осуществляется четырьмя предметно-цикловыми комиссиями: психологии, педагогики, технологии и цифровой дидактики; гуманитарных и естественно-научных дисциплин; филологических и эстетических дисциплин; физического воспитания. Среди приоритетных задач методической работы в рамках этой комплексной проблематики особенно важно освоение педагогами технологий компетентностного, системно-деятельностного подходов, дифференцированного обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и состояния их здоровья.
Основными видами практики в ИПУ являются: учебная (для получения первичных профессиональных навыков) и производственная (по профилю специальности и преддипломная). В ходе этих практик обучающиеся приобретают необходимые компетенции в рамках профессиональных модулей. Практики осуществляются как концентрированно, так и рассредоточено, т.е. чередуясь с теоретическими занятиями. Практикой по специальностям руководят методисты – педагоги, имеющие высшую или же первую квалификационную категорию, большой опыт практической деятельности.
В самом начале практики со студентами проводятся установочные конференции, а конце ее – конференции итоговые. В ходе практики осуществляются наблюдения за первыми днями пребывания детей в школе, студенты колледжа сначала дают пробные уроки, а выпускники – уроки показательные. Мастер-классы для студентов ИПК проводят наиболее опытные учителя Н.В. Бобылева и И.Г. Давыдова из лицея № 22, Т.В. Смирнова, Н.А. Сафронова из школы № 4. Педагогическая (вожатская) практика в летний период осуществляется в детских оздоровительных лагерях, а в городе – на базе летних пришкольных площадок. Среди баз колледжа для педпрактики следует упомянуть такие учебные заведения как средние школы № 1, 4, 58, лицей № 22, гимназию № 32, находящиеся недалеко от колледжа, а также другие образовательные учреждения, в том числе и коррекционные школы. Так как выпускникам колледжа доведется работать и в сельских школах, то студенты во время практики дают уроки и в Подвязновской, Новоталицкой, Озерновской, Богданихской школах Ивановского района.
Несмотря на то, что большая часть современной молодежи предпочитает читать электронную, а не бумажную литературу, продолжает работать библиотека колледжа. В ней в 2024 г. насчитывалось более 90 тыс. экземпляров книг, в их числе художественная литература составляет 46 тыс. экз., педагогическая – 10 тыс., общественно-политическая – 14 тыс. и др. Кроме того, студенты и преподаватели имеют возможность пользоваться ресурсами электронно-библиотечной системы «Юрайт».
В 2024 г. в колледже трудятся 55 высококвалифицированных педагогов. Из них 16 являются выпускниками колледжа. Стаж работы более чем тридцать лет имеют В.С. Шарагин, Е.В. Жаринова, В. П. Черная, М.Н. Победимская, А.Д. Утина, Т.Е. Набова, Е.П. Левина. С 2024 г. Ивановский педагогический колледж возглавляет кандидат педагогических наук, доцент Елена Валерьевна Мельникова, имеющая большой опыт руководящей работы в Ивановском государственном университете.
Сейчас в колледже обучаются 780 студентов. На большинство специальностей в колледж приходят мотивированные девушки и юноши с высоким уровнем знаний. На образовательную программу по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах в 2024–25 учебном годуна базе 9 классов поступили молодые люди со средним баллом аттестата 4,45, на ту же специальность на базе 11 классов также 4,45, на образовательную программу по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании – 4,50. Большую часть студентов колледжа составляют девушки, как, впрочем, и в других аналогичных учебных заведениях страны. Больше всего юношей учится на специальности «Физическая культура».На одного педагогического работника колледжа приходится 18,8 обучающихся.Успеваемость в среднем колеблется от 80% до 90%.
Для профессиональной ориентации на будущие места трудоустройства колледж организует массовые выходы студентов в образовательные учреждения, где они, возможно, будут работать. Например, студенты специальности «Физическая культура» посещают Дворец игровых видов спорта, спортивную школу № 7 г. Иванова, Центр социальных компетенций «Притяжение». Ежегодно проводится «Ярмарка вакансий», студенты выпускных групп встречаются с представителями работодателей – руководителями муниципальных органов образования, директорами школ, заведующими дошкольными образовательными учреждениями. В них, в свою очередь, для выпускников ИПК проводятся дни открытых дверей.
Большое внимание в колледже уделяется патриотическому воспитанию учащейся молодежи. Причем для повышения эффективности воспитательных мероприятий активно используется эстетическая составляющая. Прошел литературно-музыкальный вечер, посвященный военной тематике в творчестве Б.Ш. Окуджавы, Ю.В. Друниной, Б.Л. Васильева, подготовлены несколько выставок книг о Великой Отечественной войне. 12 июня в День России проводится познавательное занятие «Государственные символы моей страны». Студенты посещают экспозицию музея свой alma mater, посвященную ее истории.
В преддверии 80-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне в колледже проведен целый ряд патриотических мероприятий. В каждом учебном кабинете оформлены экспозиции, посвященные годам борьбы советского народа с фашизмом. Студентами колледжа разработан макет мемориальной экспозиции «Лица Победы».
Был организован просмотр документальных и художественных фильмов, проведены интеллектуальные игры, военно-патриотические соревнования и другие патриотические акции. Только хорошо зная славное прошлое, можно уверенно смотреть в будущее.
Выполнение исследовательских проектов, направленных на изучение судеб своих родственников – участников ВОВ, позволило ребятам участвовать во Всероссийском конкурсе «Без срока давности» (сочинение), акции «Наши семейные книги памяти», научно-теоретической конференции с международным участием «Без права на забвение», областном творческом конкурсе «Героями не рождаются», муниципальной конференции историко-исследовательских проектов «Мои родные рассказали о войне».
Имея большой опыт и соблюдая традиции подготовки педагогических кадров, Ивановский педагогический колледж сегодня остается единственным учреждением среднего профобразования в Ивановской области, где готовят востребованных на рынке труда учителей начальных классов и педагогов по физической культуре и спорту.
К.Е. БАЛДИН,
доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник,
Ивановский государственный университет
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Ивановское высшее педагогическое училище (колледж). Иваново, 1995.
2. Ленинец. 1975, 2 сентября.
3. Рабочий край. 1969, 24 июля.
5. Рабочий край. 1971, 6 января.
4. Скрыкова М.В., Капоченя Л.Ф. Ивановскому государственному педагогическому колледжу – 60 лет // Начальная школа. 2005. № 8. С. 3 – 5

рис. 1
рис. 2