Образовательные стандарты

Обновленные ФГОС НОО и ООО

Министерством просвещения Российской Федерации утверждены новые федеральные государственные образовательные начального общего и основного общего образования. Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников.

*Приказ МинобрнаукиРоссии от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального образовательногостандарта начального общего образования»

*Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общегообразования»

 

В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Новые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.

Детализация и конкретизация требований к результатам образовательной программы, зафиксированные на уровне ФГОС, работают на повышение прозрачности образовательной деятельности школы. Общедоступный нормативный документ даёт ответ на вопрос о том, чему должна учить современная российская школа. Таким образом, создается единая содержательная основа для обеспечения качества реализации общеобразовательных программ, в том числе с включением в этот процесс заинтересованного родительского сообщества.

Стандарты также содержат детализированные и конкретизированные личностные результаты, на формирование и совершенствование которых должна быть направлена рабочая программа воспитания.

Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.

В документе закрепляется инклюзивный характер образовательной среды и содержится требование к обеспечению полноценного доступа к инфраструктуре школы детей с ограниченными возможностями здоровья.

Приём на обучение в первые и пятые классы по образовательным программам начальной и основной школы, разработанным на основе обновлённых стандартов, будет осуществляться школами с 1 сентября 2022 года. Изменение программ начальной и основной школы, по которым уже ведётся обучение, возможно при согласии родителей обучающихся.

 

Информация с сайта Минпросвещения России https://edu.gov.ru/press/3902/fgos-razrabotannye-minprosvescheniya-rossii-proshli-oficialnuyu-registraciyu/

Подготовка к введению обновленных ФГОС

Информирование общественности по вопросам подготовки к введению обновленных ФГОС.

Для обеспечения повышения квалификации управленческих команд по вопросам введения обновленных ФГОС в сентябре-октябре прошла обучение заместитель директора Наумова Н.И. по программе курсов повышения квалификации  «ФГОС НОО 2021: проектирование образовательной программы».

26.10.2021 заместитель директора Наумова Н.И. провела совещание учителей начального общего образования с целью обсуждения вопросов подготовки к внедрению и порядке перехода на обновленные стандарты. С требованиями обновлённого ФГОС НОО к разработке рабочих программ по предметам (в т.ч. к программам внеурочной деятельности) познакомила Васильева Н.В. руководитель  методического объединения учителей начального уровня образования.

30.11.2021 заместитель директора Наумова Н.И.. провела совещание для педагогов – участников апробации примерных рабочих программ обновлённого ФГОС НОО.

В ходе совещания педагоги познакомились с рекомендациями по организации и проведению апробации Примерных рабочих программ начального общего и основного общего образования и Типового комплекта методических документов, разработанных «Институтом стратегии развития образования Российской академии образования» по заданию Министерства просвещения Российской Федерации.

30.12.2021 на онлайн совещании заместителя директора Наумова Н.И. с педагогами, участвующими в апробации примерных рабочих программ, подведены предварительные итоги хода апробации, решены текущие технические вопросы.

10.01.2022 г. заместитель директора наумова Н.И. провела совещание учителей начального общего образования по проектированию учебного плана образовательной программы начального общего образования, в т.ч. курсов части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, с целью формирования функциональной грамотности обучающихся в соответствии с требованиями обновлённого ФГОС.

Руководитель методического объединения учителей начального уровня образования Васильева Н.В. сообщила о готовности рабочих программ по обязательным для изучения предметным областям учебного плана начального общего образования с соблюдением требований обновлённого ФГОС НОО.

Для обеспечения повышения квалификации педагогических команд по вопросам введения обновленных ФГОС в Государственном автономном учреждении дополнительного профессионального образования Ивановской области «Университет непрерывного образования и инноваций» в феврале-апреле учителя начального уровня, в марте-апреле учителя основного уровня образования пройдут обучение по типовой модульной программе Академии Минпросвещения России «Реализация требований обновлённых ФГОС НОО, ФГОС СОО в работе учителя».

28.02.2022 г. на методическом объединении учителей начального уровня образования обсуждался вопрос готовности рабочих программ курсов части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений.

26.03.2022 г. для родителей будущих первоклассников проведено собрание с целью разъяснения отличительных особенностей обновленного ФГОС НОО, ознакомления с проектом образовательной программы начального общего образования школы, с учебным планом как организационным инструментом достижения планируемых результатов образования в части, формируемой участниками образовательных отношений.

29.03.2022 г. на методическом объединении учителей начального уровня образования рассмотрен проект образовательной программы НОО, созданной в соответствии со ФГОС НОО (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100).

31 марта прошел педагогический совет по теме: «Обновленные ФГОС НОО и ООО, которые будут действовать с 1 сентября 2022 года».

 Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) основного общего образования (далее – ООО, приказы Минпросвещения от 31.05.2021  № 287).

Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников.

Обновленные ФГОС начнут действовать в каждой школе с 1 сентября 2022 года.

Обучающиеся, которые будут приняты на обучение в пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Рассматривался вопрос о написании рабочих программ по учебным предметам( с использованием сайта: https://fgosreestr.ru/ )

 Принят проект образовательной программы НОО, созданной в соответствии со ФГОС НОО (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100).

ПРИКАЗ осоздании рабочей группы

 

 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373)

С изменениями и дополнениями от: 26.11.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897)

С изменениями и дополнениями от:  29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413)

С изменениями и дополнениями от:  29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.

 

Информация о федеральных государственных образовательных стандартах и об образовательных стандартах
Федеральные образовательные стандарты
.

С 2011/2012 учебного года реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)
ПРИКАЗ N 373 от 06.10.2009г. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования посмотреть
С 2015/2016 уч.г. реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО).
ПРИКАЗ №1897 от 17.12.2010 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования посмотреть

Образовательные стандарты.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(ФГОС НОО).
С 1 сентября 2015 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО).
С 1 сентября 2020 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО).
ФГОС представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию:
требования к результатам освоения основной образовательной программы; требования к структуре основной образовательной программы; требования к условиям реализации основной образовательной программы. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе основной образовательной программы задает деятельностный подход в образовательном процессе. Реализация программы формирования УУД – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу:
-личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
-метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
-предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», но достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующий уровень образования.
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).